История электрических автомобилей УАЗ началась задолго до бума электрокаров. Уже в 1959 году на базе УАЗ-450 была создана первая электрическая модификация - 450ЭМ. Электромобиль комплектовался двумя моторами по 10 кВт и свинцово-кислотными аккумуляторами, обеспечивавшими запас хода до 100 км. Зарядка происходила от промышленных источников постоянного тока - именно это, по мнению инженеров, ограничивало возможности практического применения машины.
В 1974 году УАЗ вернулся к идее электромобилей, разработав серию У-131 на основе «Головастика». Эти машины можно было заряжать от бытовой сети переменного тока, а также они уже имели систему рекуперации энергии. Пять опытных образцов были направлены в Москву для тестовой эксплуатации. Электромобили привлекли внимание не только специалистов, но и обычных рабочих, поскольку выглядели как типичные фургоны, но работали по совершенно новой технологии.
В 1977 году появился 451МИ с улучшенной компоновкой, в котором тяговые батареи размещались под кузовом. Позже, в 1978 году, был создан УАЗ-3801 с ещё более эффективной конструкцией - двигатель переместили под пол, аккумуляторы вернули внутрь, обеспечив лучшую вентиляцию. Машину даже демонстрировали на международной выставке в Филадельфии, где она оказалась единственной, заряжающейся от сети переменного тока.
До середины 1980-х годов УАЗ построил не менее 65 экземпляров различных электрических моделей. Это позволило получить ценный опыт и закрепить за заводом статус одного из пионеров советской «зелёной» инженерии.
Сегодня, когда рынок электрокаров стремительно растёт, эти забытые эксперименты обретают новое значение. Возможно, именно в Ульяновске - там, где всё началось ещё в середине прошлого века - скоро снова заговорят об электрическом УАЗе, но уже на новом технологическом уровне.